«Как научить ребёнка-дошкольника составлять рассказы
по картине и серии картин»
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине и серии картин.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов: предметные картины, сюжетные картины, серия или набор картин, связанных единым содержанием.
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:
1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);
2.Их действиях (гуляют, играют, едят);
3.О месте действия (Где? В лесу, дома);
4.О времени действия (Когда?).
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы и художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).
Так, при рассматривании картины «Осень» из серии «Наша Таня» во второй младшей группе. Педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты.
Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали.
Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение .
Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:
- описание предметных картин;
- описание сюжетной картины;
- рассказ по последовательной серии сюжетных картин;
- повествовательный рассказ по сюжетной картине;
Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:
- образец рассказывания;
- анализ образца рассказывания;
- совместное рассказывание;
- план рассказывания (2-3 вопроса);
- рассказывание по частям.
Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.
План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.
Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка, и умение оперировать словарным запасом, рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении.
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.
Структура занятий
Младший дошкольный возраст.
Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).
- Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
- Рассматривание картины.
- Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
- Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.
Средний дошкольный возраст.
Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.
- Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
- Рассматривание картины.
- Беседа по ее содержанию.
- Целевая установка на составление рассказа по картине.
- Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
- Обобщающий рассказ педагога.
Старший дошкольный возраст
Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
- Предварительная беседа.
- Рассматривание картины.
- Беседа об основных моментах сюжета.
- Целевая установка на составление рассказа.
- Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
- Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
- Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
- Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).
В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.
Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).
Примечание:
- К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
- Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.
- Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
- Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
- В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).
Приёмы работы с сюжетными картинками.
- Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.
- Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
- С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»).
- После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
- Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.
- Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
- Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.
Подготовил: учитель-дефектолог Гирин Т.В.