Пералік вучэбных дапаможнікаў для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення
Перечень учебных изданий при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи:
Ребенок и общество
Развитие познавательной деятельности
Формирование произносительной стороны речи
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
Взаимодействие воспитателей и родителей при преодолении речевых нарушений
Взаимодействие воспитателей и родителей при преодолении речевых нарушений
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
Цель такого взаимодействия:
- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу: - индивидуальные встречи с родителями. Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка. - участие родителей в семинарах по обмену опытом. На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой логопеда и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом. - участие родителей в речевых традициях группы.
"КОПИЛКА СЛОВ"
Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.
"Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО" В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.
"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА" Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.
"МОЙ БУКВАРЬ" Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник "Путешествие в страну знаний". Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).
"МАСТЕРСКАЯ БУКВ" Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).
"СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ", "СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ" Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.
"КНИГА СКАЗОК" Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают. - организовываем познавательную игротеку. Устраиваем выставки развивающих игр. - подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития. - оформляем стенд "Советы логопеда ", стенгазеты "Поговорим серьезно", "Развивающая предметная среда для детей дома" и др. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Упражнения 1 комплекса
- "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
- "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
- "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
- "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
- "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
- Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали.
Упражнения 2 комплекса
- "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
- "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
- "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
- "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Это особый вид игр, который помогает лучше "разговориться". Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.
- ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
- ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
- СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
- ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
- УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.
Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
ПРЯТКИ С БУКВАМИ.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
ИГРЫ СО СКАЗКАМИ
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик…
Аленький… Золотой…
Бременские… Доктор…
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").
СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: сказка "Репка".
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки
Репка – "Вау!"
Дед – "Я вам покажу!"
Бабка – "Чтоб тебя…"
Внучка – "Прикольно".
Жучка – "Сейчас спою".
Кошка – "Бубль гум".
Мышка – "Выходи, подлый трус!".
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!
ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
"ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище
Мост – мостик – мостище
Дождь – дождик – дождище
Кот – котик – котище…
Подготовил: учитель-дефектолог Гирин Т.В.
Физкультминутки по лексическим темам
Физкультминутки
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад. взмахи руками
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. повороты вокруг себя
Обуваемся
Я умею обуваться, топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу. руки перед грудью, показывают "маленького братца"
Вот они, сапожки, наклон вперед
Этот с правой ножки, погладить правую ногу
Этот с левой ножки. погладить левую ногу
Снегопад
Белый снег, пушистый взмахи руками
В воздухе кружится. повороты вокруг себя
И на землю тихо
Падает, ложится. опуститься на корточки
Машина- 1
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.
Машина - 2
Завели машину: ш-ш-ш. вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. упражнение "Насос"
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза). вращение воображаемого руля
Хлоп - топ
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Весенний дождь
Поутру надел на ножки "пробегать" пальчиками одной руки по другой – от
Дождь хрустальные сапожки. предплечья к кисти
Где наступит сапожок -
Там раскроется цветок. похлопывать руки ладонями
От дождя травинки
Распрямляют спинки. поглаживать руки ладонями
Солнышко
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Радуга
В небе радуга висит в воздухе "нарисовать" радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Пароход
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход.
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Потягушеньки
Потягушеньки моей душеньке. потягивание вверх,
Тянем ноженьки, тянем рученьки. стопы приподнимаются на носки
Сон, скорей уходи, сила, приходи. напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях
Улыбнись, глазок, хоть один разок. улыбка - мимическое движение
Прогулка
С тобой гуляем весело,
По улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем. шагать на месте
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка
По улице идем. шаги на месте
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка
Мы песенку поем. шаги на месте
Фрукты
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много"
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
Птички
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Прогулка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. шагать на месте
Ручки согревают, хлопки руками
Ручки потирают. трут рука об руку
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко. топают ногами
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем. приплясывают
Наоборот
Дети выполняют действия, противоположные действиям, которые выполняет педагог:
опустить руки - поднять;
открыть рот - закрыть;
согнуть руки – распрямить
и т. д.
Птички
Птички прыгают, летают, машут руками и подпрыгивают
Птички крошки собирают. «клюют» пальчиками на ладошке
Перышки почистили, погладить руки
Клювики почистили. погладить носики
Птички летают, поют, машут руками
Зернышки клюют. «клюют» пальчиками на ладошке
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, «надуть» живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки, приседать
Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе
Вот фарфоровые блюдца, кружиться,
Только стукни - разобьются. рисуя руками круг
Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. сделать большой круг
Буратино
Буратино потянулся, руки поднять вверх и потянуться на носочках
Раз - нагнулся, два - нагнулся. наклоны влево и вправо
Руки в стороны развел, развести руки в стороны
Ключик, видно, не нашел. вращения руками перед грудью
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. руки поднять вверх и потянуться на носочках
Зарядка
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три - четыре
И на месте поскакать - пять.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
В лесу - 1
Мы шли-шли-шли,
Землянику слева нашли,
Сели, поели,
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подберезовик справа нашли,
Взяли в корзинку,
Опять пошли.
В лесу - 2
Мы в лес пошли, топор нашли.
Дрова рубили:
- Ах! Ух! Ох! Их!
Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.
Лиса
Лисонька - лиса бежала,
Хвостик в лапочках держала,
Чтобы хвост не замочить,
В лужицу не уронить.
Белка
Белка спрячется в дупле, наклоны вправо и влево
Не найти ее нигде. прыжки на месте
Зайка
Зайка серый быстро скачет, кисти согнуты перед грудью
Словно мячик, словно мячик. прыжки с продвижением вперед
Лягушки
Лягушки - квакушки совсем не спешат, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты
А учат они топать веселых лягушат. шаги на месте с высоким подниманием коленей
Движение
Я хожу, хожу, хожу,
Я на месте не сижу.
Я бегу, бегу, бегу,
Я без движенья не могу.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Три мишки
Старший мишенька шагает: топ – топ,
Ноги мишка поднимает: топ - топ. топать ногами
Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп,
И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп. хлопки у правой и левой щеки
Младший мишка - торопыжка: присесть на корточки
шлеп - шлеп - шлеп.
Шлепает по лужам мишка:
шлеп - шлеп - шлеп. ударять ладонями по коленям
Повторяй за мной
Кто хочет быстрым стать
И время не терять,
Пусть за моей спиной
Все делает за мной.
Движенья рук и ног
Ты повторяй, дружок.
Педагог выполняет движения, а дети эти движения повторяют.
Я играю
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. имитация удара ногой по мячу
Я играю в баскетбол, имитация броска по кольцу
И, конечно, в волейбол. имитация паса в волейболе
Смелый солдат
Знают все ребята шагают
Смелого солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята, сгибание рук в локтях - "силачи".
Смелого солдата
Никогда не смогут победить.
Закаляемся
Я утром закаляюсь, хлопающие движения по телу
Водичкой обливаюсь. движения набрасывания на себя воды
Пусть тельце будет красненьким, поглаживание рук
А ротик пусть зубастеньким. улыбка
Пусть ручки будут чистыми, имитация намыливания рук
А ножки будут быстрыми. бег на месте
Детский сад
Детский сад, детский сад, хлопки на каждое слово
Он всегда детям рад.
Беду в садике играть развороты кистей в разные стороны,
И конструктор собирать, пальцы кистей соприкасаются
И игрушки за собой убирать. рука двигается вправо-влево
Буду бойко танцевать приседание
И лепить, и рисовать, имитировать лепку, рисование
Буду песни каждый день напевать. руки "замком" перед собой
По четыре
Кружимся, кружимся, кружимся, кружимся. движение "волчок"
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ. движение "бег"
Ручками хлопаем: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. хлопки руками
А потом - прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. движение "зайка"
Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
На лыжах
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех. дети машут руками перед собой
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали. имитировать, как встают на лыжи и едут
Боровик
По дорожке шли, маршировать
боровик нашли. наклониться
Боровик боровой
В мох укрылся с головой. руки над головой в "замке"
Мы его пройти могли -
Хорошо, что тихо шли. ходьба на месте
Три медведя
Три медведя шли домой, дети идут по кругу
Папа был большой-большой. руки — вверх
Мама — чуть поменьше ростом, руки на уровне груди
А сынок — малютка просто. присели
Очень маленький он был, покачивание в приседе
С погремушками ходил. берут погремушки и «звенят» ими, бегая по коврику
Приветствие
Мы ногами топ-топ, топают ногами
Мы руками хлоп-хлоп! хлопают руками
Мы глазами миг-миг, моргают глазами
Мы плечами чик-чик. поднимают - опускают плечи
Раз-два, раз-два
Нам здороваться пора.
Привет! машут рукой
Листочки
Листочки мы подняли, солнцу показали. поднимают руки
Листочки опускали, травке показали. опускают руки
Листья повстречались, а потом расстались. соединяют руки, а потом разводят
Ветерок летал, листики качал. поднимают руки вверх-вниз
Листики устали, тихо полежали. приседают
Ветер листики поднял. встают на ноги
Сильно дует ветерок, улетает наш листок. бегут врассыпную
Осенние листочки
Мы – осенние листочки, дети стоят в кругу
Разлетелись из кружочка. разбегаются в разные стороны
Мы летали, мы летали бегают врассыпную на носочках
А потом летать устали. останавливаются
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок. присели в круг
Девочки и мальчики
Девочки и мальчики прыгают как мячики прыжки на двух ногах
Ножками топают, ручками хлопают, топают, хлопают
Головой кивают, кивают головой
А после отдыхают. присесть, руки положить под щёку
Здравствуйте
Здравствуйте, ладошки! вытягивают руки, показывают ладонями вверх
Хлоп-хлоп-хлоп! три хлопка
Здравствуйте, ножки! пружинка
Топ-топ-топ! топают ножками
Здравствуйте, щёчки! гладят ладонями щёчки
Плюх-плюх-плюх! 3 раза слегка похлопывают по щёчкам
Пухленькие щёчки! круговые движения кулачками по щекам
Плюх-плюх-плюх! 3 раза слегка похлопывают по щёчкам
Здравствуйте, губки! качают головой вправо-влево
Чмок-чмок-чмок! 3 раза чмокают губами
Здравствуйте, зубки! качают головой вправо-влево
Щёлк-щёлк-щёлк! 3 раза щёлкают зубами
Здравствуй, мой носик! гладят нос ладонью
Бип-бип-бип! нажимают на нос указательным пальцем
Здравствуйте, гости! протягивают руки вперёд, ладонями вверх
Привет! машут рукой
Матрёшки
Вот матрёшки-крошки, гладят по животику
Пёстрые одежки. гладят по животику
Яркие платочки, гладят по головке
Розовые щёчки. гладят по лицу
Погремушки
Погремушки дети взяли
С ними быстро зашагали. ходят по кругу
Стали бегать и скакать,
Погремушками играть. бег по коврику
Надо в круг теперь нам встать,
Погремушки показать. встают в круг
Погремушки поднимать, поднимают вверх погремушку
Погремушки опускать. опускают вниз погремушку
Стали дети приседать приседают
Погремушками стучать стучат по коврику погремушками
Тише, тише, не шумите, прикладывают палец к губам
Погремушки уберите. прячут погремушки за спину
Обезьянки
На полянке обезьянки руки согнуты в локтях, пальцы рук разжаты
Стали весело играть. покачиваются вправо-влево
И за мною все движенья наклоняются вперёд-назад
Дружно стали повторять.
Раз, два, не зевай, хлопают в ладоши, грозят пальцем правой руки
Три, четыре, повторяй. хлопают в ладоши, грозят пальцем левой руки
Зверята
Наши зверюшки дети хлопают в ладоши
Играют в игрушки.
Обезьянка башню строит, тянутся вверх
Вдруг слонёнок к ней подходит. шагают на месте
У слонёнка мяч большой, очерчивают руками большой круг
Посмотрите, вот такой.
У тигрёнка мячик маленький, очерчивают руками маленький круг
Зато быстрый и удаленький! прыгают на месте
Котик
Котик лапкой умывается, гладят щёки
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, труд ладонью носик
Вымыл ротик, проводят пальцем по губам
Вымыл ухо, поглаживают одно ухо, затем другое
Вытер сухо.
Котик лапкой умывается, поглаживают грудь
К детям в гости собирается.
Хитрый кот
Хитрый кот по дому рыщет, кот ходит по коврику
Мышку маленькую ищет дети стоят на коврике
Мышка в подполе живёт, дети присаживаются на корточки и
Тихо досочки скребёт. «скребу» по коврику
Не поймает котик дети встают на ноги
Мышеньку за хвостик! грозят пальчиком коту и убегают, а кот их догоняет
Физкультминутка.
А сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно. Чтобы отдых рукам дать, Надо ими помахать. Чтобы не устали ноги, Пошагаем мы немного. Повернёмся вправо, влево, Наконец, присядем смело. Улыбнёмся, день хороший И похлопаем в ладоши.
Мы - веселые мартышки. Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем ,Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках, Шире рот откроем, Гримасы все строим. Как скажу я цифру 3-Все с гримасами замри !«Раз-два-три !»
Подготовил:учитель-дефектолог Гирин Т.В.